15.12.2023
Александр Сладковский: «Новогодний фестиваль в „Сириусе“ как культурный мостик в 2024 год»
Накануне открытия фестиваля маэстро рассказал о том, что связывает его с Римским-Корсаковым, почему он с особым чувством ждёт предстоящие новогодние концерты в «Сириусе» и считает себя счастливым человеком.
22 декабря стартует Новогодний музыкальный фестиваль «Сириус». В этом году его посвятили великому русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову. Меломанов всех возрастов ожидает насыщенная праздничная программа — симфонические и камерные произведения, романсы и фрагменты из опер Римского-Корсакова, а также новогодние сочинения разных стран и эпох. Фестиваль откроет симфоническая сюита «Шехеразада» в исполнении Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Вместе с ними в этот вечер на сцену выйдут блистательные музыканты — скрипач Павел Милюков, народный артист России, виолончелист Сергей Ролдугин и пианист Мирослав Култышев, — чтобы сыграть знаменитый Тройной концерт Бетховена. Накануне открытия фестиваля маэстро Александр Сладковский рассказал о том, что связывает его с Римским-Корсаковым, почему он с особым чувством ждёт предстоящие новогодние концерты в «Сириусе» и считает себя счастливым человеком.
— Александр Витальевич, Вы уже не первый раз выступаете на федеральной территории, где расположен образовательный центр «Сириус», в этом году открываете Новогодний музыкальный фестиваль. Как вы оцениваете концепцию «Сириуса», который стал точкой притяжения талантливых детей?

— Я считаю, что это бесценный опыт для России. Важно, что внимание уделяется именно подрастающему поколению, причем не только в сфере искусства, но и науки. Думаю, что дети, которые имеют возможность получать образование в «Сириусе», общаться с прекрасными педагогами, — счастливчики. В «Сириусе» постоянно преподают мои друзья, они вкладывают всю душу в этих детей, и я уверен, что это приносит огромную пользу юным музыкантам. А благодаря концертам и фестивалям, которые проходят в «Сириусе», дети получают уникальную возможность вживую услышать выдающихся музыкантов и через них соприкоснуться с высоким музыкальным искусством. И мне, конечно, очень приятно помогать молодым людям воспринимать мир в его красоте.


— Я знаю, что ваш главный композитор — Рахманинов, но для «Сириуса» вы выбрали Римского-Корсакова — почему?

— В этом году весь мир отмечает 150-летие Сергея Рахманинова, но уже следующий год пройдет под знаком Римского-Корсакова — будет праздноваться 180 лет со дня его рождения. Этот фестиваль в «Сириусе» — новогодний. И таким образом мы прокладываем культурный мостик в 2024-й год. «Шехеразада» — это одно из первых сочинений, которое мы сыграли с Государственным симфоническим оркестром Татарстана, когда я стал его художественным руководителем. Это одно из самых красивых, волшебных невероятных произведений Римского-Корсакова, да и вообще всей музыкальной классики.
— Римского-Корсакова называют «главным сказочником» русской музыки, а для Вас что самое главное в этой фигуре, какие его достижения вы бы выделили?

— Во-первых, я учился по учебнику оркестровки Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. Кстати, она носит имя этого композитора. Думаю, поэтому я чувствую символическую связь с ним. Николай Андреевич работал в Петербурге, и я тоже работал в Петербурге. Я жил в капелле, в квартире, рядом с которой, по преданию, находилась квартира, где когда-то он жил. Более того, я чувствую духовную связь с Римским-Корсаковым, для меня он стал стержнем русской музыки. Это фигура, которая определила во многом развитие музыкального искусства XX века. Вспомним хотя бы Стравинского, который был его учеником, последователем, и сразу становится понятно, какое влияние оказал Римский-Корсаков на музыку уже и нашего времени.


— При этом у него не было специального музыкального образования…

—Да, это удивительно, классического музыкального образования он изначально не получил, но по силе таланта, думаю, Римский-Корсаков превзошел многих. Более того, не имея музыкального образования, он преподавал в Петербургской консерватории, и уже тогда начал изучать контрапункт. То есть он был человеком пытливого ума, и, уже будучи известным, очень уважаемым композитором, он начал учиться по учебникам! Мне кажется, это очень о многом говорит.
— Александр Витальевич, расскажите, пожалуйста, о музыкантах, которые выйдут с Вами на сцену в концерте-открытии фестиваля. Я знаю, что Вы не раз выступали со скрипачом Павлом Милюковым. А Мирослав Култышев в 2007 году победил на Международном конкурсе Чайковского…

— Я очень счастливый человек, потому что меня судьба знакомит и дает возможность творить на сцене с выдающимися музыкантами разных поколений. С Мирославом я выступал, когда он был совсем юным. Я ему аккомпанировал Концерт Бориса Тищенко в Большом зале филармонии Петербурга. Так что я помню, как он только начинал свой музыкальный путь. А потом Мирослав выиграл конкурс Чайковского. Он записал с моим оркестром Фантазию для фортепиано с оркестром Чайковского. И, конечно же, я буду очень рад с ним снова встретиться. Мирослав — интеллигентный, очень глубокий музыкант. И, конечно, я могу только порадоваться тому, что мы встретимся с Павлом Милюковым. Мы тоже много лет сотрудничаем благодаря, кстати, Сергею Ролдугину, который также будет участвовать в открытии этого фестиваля и очень много делает для того, чтобы фестиваль процветал. С Павлом Милюковым всегда невероятно комфортно выступать. Ты уверен в успехе, потому что Павел всегда настолько погружен в музыку, он заряжает своей невероятной энергией и меня как дирижёра, и оркестр. Каждый раз это какое-то откровение, я помню практически все наши выступления. И поэтому я с огромной радостью предвкушаю, как мы будем в таком составе играть знаменитый Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано Бетховена. Я уверен, это будет нечто особенное!


— Ваш второй концерт в «Сириусе» посвящён оперной музыке Римского-Корсакова. Мне кажется, он самый новогодний и сказочный: тут и «Царь Салтан», и «Золотой петушок». К тому же в нём участвует потрясающая Альбина Шагимуратова, которая споёт арии Снегурочки, Марфы, Царевны Лебеди, Шамаханской царицы… И с этой исполнительницей Вы тоже давно знакомы?

— Хочу отметить, что Альбина Шагимуратова — одна из самых выдающихся певиц мирового масштаба. Но также она прекрасно владеет фортепиано, знает, что такое дирижирование — она ведь училась на дирижёра-хоровика. Мы с Альбиной познакомились, когда она ещё была студенткой Московской консерватории и приехала со своим педагогом в Петербург на конкурс Ирины Петровны Богачевой, а я на нем дирижировал. И мне приятно, что я работал с Альбиной, когда она только начинала свой творческий путь. А когда я стал главным дирижером Госоркестра Татарстана, мне первым делом сказали: «У нас есть девочка, наша землячка, она вас знает и очень хочет сделать концерт с вашим оркестром». Мы с ней сделали этот концерт и с тех пор очень тесно дружим. Я восхищаюсь этой певицей, потому что у нее невероятной красоты голос и потрясающие технические возможности. И она совершенно изумительный человек! Знаете, это сочетание встречается практически во всех моих партнерах. Я правда чувствую себя счастливым человеком, потому что выхожу на сцену с людьми, которые со мной на одной волне — и по-человечески, и по-музыкантски. Поэтому я уверен, что наш концерт с Альбиной будет невероятно красивым и действительно сказочным.
— Есть мнение, что для того, чтобы понимать и любить классическую музыку, надо изучать ее, знакомиться с исполнителями. Как вы относитесь к формату творческих встреч, которые проходят в «Сириусе»?

— Вы знаете, я всегда готов поделиться тем, что знаю, либо со студентами, которые задают вопросы, либо со слушателями, которые интересуются тем, что делают артисты. Поэтому я всегда с радостью отвечаю на их вопросы и с удовольствием общаюсь с людьми. Я уже не раз принимал участие в творческих встречах и с удовольствием сделаю это снова.


— Римский-Корсаков, помимо того, что был признанным композитором, был профессиональным моряком, совершил кругосветное путешествие. Я знаю, что у вас есть хобби, которое, на первый взгляд, не соприкасается с профессиональной музыкальной деятельностью. Как уживаются музыка и любовь к скорости и мотоциклам? Дает ли это вам дополнительное вдохновение?

— Конечно! Моя любовь к машинам и мотоциклам родом из детства. У моего дедушки стоял трофейный BMW в гараже в Таганроге, мне он казался огромным, и я с детства мечтал, чтобы у меня был мотоцикл. И вот в 55 лет я наконец сел на мотоцикл: пошел учиться, пересдал на права категории А. И теперь получаю огромное удовольствие от езды на мотоцикле. Я очень люблю далеко и долго ехать, очень люблю движение — это невероятный драйв. Это дает силы, конечно. И это для меня очередной пример того, что нет ничего невозможно. Можно и в 50 лет начать учиться тому, чему ты хотел научиться всю свою жизнь.

— А бывает, что вы на мотоцикле приезжаете на репетицию?

— Я даже на концерт приезжал! Это было пару лет назад в Казани. У нас есть фестиваль под открытым небом «Казанская осень», он проходит в очень живописном месте, и я к сцене подъехал на «Харлее» — вот тогда все удивились!

Читайте также