05.01.2025
Страдивари-ансамбль Мариинского театра дебютировал в Сириусе двумя новогодними концертами
Новый календарный год на федеральной территории Сириус открыл Страдивари-ансамбль Мариинского театра — коллектив музыкантов, играющих на струнных инструментах, созданных великими итальянскими мастерами XVII—XVIII вв.еков.
Коллектив был создан в 2009 году по инициативе художественного руководителя — директора Мариинского театра Валерия Гергиева. В настоящее время в составе ансамбля более 20 человек — ведущие солисты симфонического оркестра театра. С 2013 года коллективом руководит скрипач Лоренц Настурика-Гершовичи, который выступает в качестве дирижера и солиста коллектива.

«Мы счастливы быть в новогодний период на федеральной территории! Здесь много сделано для культуры, это еще раз доказывает Новогодний музыкальный фестиваль „Сириус“. Нашими концертами мы хотим задать правильное начало наступившего 2025-го, чтобы счастливое и радостное послевкусие концертов распространилось на весь год!», -— отметил маэстро.

3 января в рамках дебютного выступления на федеральной территории Страдивари-ансамбль исполнил произведения, традиционно звучащие в честь наступления Нового года в зале Венской филармонии «Музикферайн». На протяжении уже почти полутора столетий музыкальным символом европейского Нового года считается музыка композиторов династии Штраусов. Самым ярким из них принято считать Иоганна Штрауса-младшего. За свою жизнь композитор, известный во всем мире как «король вальсов», создал почти 500 произведений. Среди них — вальсы, польки, кадрили, мазурки и прочие сочинения, которые сопровождали балы Европы второй половины XIX века. В Сириусе прозвучали главные хиты автора — «Тик-так полька», «Индиго-марш», полька «В Павловском лесу», написанная в память о России (с 1856 года в течение десяти лет композитор был бессменным дирижером Павловских летних концертов в Санкт-Петербурге).

Наравне с сочинениями семейства Штраусов были исполнены произведения их современников — Франца Легара, Имре Кальмана, Жака Оффенбаха. Арии из опер композиторов представили солисты Мариинского театра. Инара Козловская (сопрано) исполнила арию Джудитты из одноименной оперы Легара и арию Сильвы из оперетты «Королева чардаша» Кальмана. Александр Трофимов (тенор) выступил в образе Тасилло из оперетты «Графиня Марица» Кальмана. Совместно певцы представили дуэт Ганны и Данило из оперетты «Веселая вдова» Легара, дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты «Королева чардаша» Кальмана.
Оперных исполнителей на сцене сменяли солисты балета Мариинского театра. Танцовщики выступили под «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского и польку «Анна» Иоганна Штрауса.

Солистами польки «В Павловском лесу» стали представители юной аудитории слушателей — Лоренц Настурика-Гершовичи пригласил ребят из зала исполнить мелодии на керамической свирели и «кукушке».

4 января Страдивари-ансамбль представил программу, ставшую одним из хитов его репертуара. Музыканты исполнили произведения аргентинского композитора, знаменитого реформатора танго Астора Пяццоллы. «Великий Астор», как называли его на родине, внес в известную танцевальную музыку танго элементы современности, классики и джаза. Родоначальник стиля «Tango Nuevo» («новое танго»), он создал новый жанр высокой музыки, который со временем заслужил повсеместное признание. В Сириусе были исполнены избранные танго, среди которых — Oblivion («Забвение»), за которое автор был номинирован на премию Грэмми в 1992 году, «Прощай, Нонино», написанное в память об отце композитора, «Либертанго», ставшее рекордсменом по количеству записей.

В первом отделении концерта прозвучали «Времена года в Буэнос-Айресе» — цикл из четырех танго-композиций, сочиненных Пьяццоллой при разных обстоятельствах и в разное время между 1965 и 1970-м годами. Упоминая столицу Аргентины в самом названии произведения, композитор намекает на тех, кто родился или живет в Буэнос-Айресе, бедняков предпортовых улочек, в обществе которых родилось аргентинское танго. «Времена года» Пьяццоллы — это не смена сезонов в классическом понимании, а разные периоды жизни жителя окраины столицы Аргентины.

Существуют две традиции последовательности исполнения эпизодов «Времен года». Одна исходит из более близкого самому Пьяццолле порядка частей («Осень» — «Зима» — «Весна» — «Лето») — принято считать, что календарный год аргентинцы в силу особенностей природы и климата начинают с осени. Другая традиция основана на последовательности исполнения концертов цикла Антонио Вивальди («Весна» — «Лето» — «Осень» — «Зима»), этой последовательности придерживается транскрипция для скрипки и струнного оркестра российского композитора Леонида Десятникова, который в 1996—1998 годах сделал достаточно свободную версию для скрипки и струнного оркестра, включив в каждую часть сочинения несколько цитат из оригинального цикла Вивальди. Страдивари-ансамбль представил в Сириусе версию Десятникова в оригинальном прочтении маэстро Настурики-Гершовичи, начав исполнение произведения с части «Лето».