13.12.2024
Музыка из всемирно известной «Вестсайдской истории» прозвучит на Новогоднем музыкальном фестивале «Сириус»
Авторы мюзикла не скрывали, что вдохновлялись знаменитой трагедией Шекспира . Фото: © Александр Мудрац / ИТАР-ТАСС.
Этот мюзикл сначала покорил Бродвей, а потом и весь мир, получил несколько престижных театральных наград, а затем и экранизацию, ставшую оскароносной. Расскажем, почему «Вестсайдской истории» удалось пережить свою эпоху и стать классикой.

Подготовить этот материал «СириусЖурналу» помог Артем Варгафтик — музыкальный критик, радио- и тележурналист, популяризатор академической музыки.
Фото: © Свердловская государственная академическая филармония
Сюжет мюзикла «Вестсайдская история»

Действие этой музыкальной постановки, как можно догадаться из названия, происходит в нью-йоркском Вестсайде (район в Манхэттене, ограниченный Центральным парком, рекой Гудзон, 59-й и 110-й улицами) в начале 1950-х годов. Эта эпоха ассоциируется с бриолином, пышными юбками, духом свободы и «американской мечтой». За исполнением последней в США съезжались со всего мира. Сегодня это престижный район, а в середине прошлого века там была маргинальная часть города, где селились эмигранты разных национальностей и конфессий. Местная молодежь сбивалась в банды. Но даже в таком неблагополучном уголке мегаполиса было место для любви, пусть иногда и запретной.
Главные роли в оригинальной постановке исполнили Кэрол Лоуренс (Мария), Ларри Керт (Тони) и Чита Ривера (Анита). Изображение: © Кадр из фильма «Вестсайдская история», 1961
Главные герои мюзикла — американские Ромео и Джульетта. Только вместо веронских семей Монтекки и Капулетти они принадлежат враждующим молодежным группировкам. Тони — бывший член банды европейских эмигрантов «Ракеты», а Мария — сестра Бернардо, лидера пуэрториканских «Акул». Все происходит как в классическом шекспировском сюжете: вопреки осуждению общества молодые люди влюбляются друг в друга, пытаются построить отношения и заканчивают так же печально, как их прообразы.

Постановка поднимает вечные вопросы любви, ненависти, дружбы, предательства, а также борьбы за место под солнцем. Классическая история не меняется, но становится гораздо эффектнее благодаря зажигательным танцам, песням и музыке.

Изначально предполагалось, что постановка будет носить название «Истсайдская история», а ее главными героями станут парень-католик и девушка-еврейка. На первый план выдвигались религиозные и социальные предрассудки, распространенные в американском обществе. Мюзикл должен был «попасть» в аудиторию того времени, которая требовала актуального, понятного и близкого ей сюжета. Правда, воплощение идеи пришлось отложить на несколько лет. Когда авторы к ней вернулись, проблема ушла на второй план, но появилась новая — молодежные этнические банды.
Почему драма Шекспира имела такой успех? Не только потому, что это красивая история любви. Она стала отражением безумной животной ненависти между двумя кланами. Не менее острой эта проблема остается в наши дни. Когда авторы задумывали этот мюзикл, перед американским обществом явно встала проблема подростковой преступности на рубеже 50–60-х годов прошлого века. Только у них не было враждовавших родителей, дети действовали самостоятельно. Их ненависть базировалась не на печальном опыте предков. Банды просто друг друга не любили, так как одни — пуэрториканцы, а другие — белые.
Артем Варгафтик
История создания

«Вестсайдская история» впервые была представлена на Бродвее 26 сентября 1957-го. Хотя весь материал был готов примерно за год до этого. Остальное время занял поиск спонсоров, готовых на свой страх и риск вложиться в новаторский проект. Мюзикл одним из первых стал затрагивать серьезные социальные темы: проблемы расовой дискриминации, преступности и насилия как образа жизни. Сценарий написал Артур Лорентс (американский драматург и сценарист), музыку — Леонард Бернстайн (композитор, пианист, дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра и популяризатор академической музыки), либретто и слова песен — Стивен Сондхайм (американский композитор, поэт и драматург, автор многих бродвейских мюзиклов. Этот проект стал его дебютом в качестве автора песен), а  за хореографию отвечал Джером Роббинс (хореограф и режиссер, позже снял фильм по этому мюзиклу).
«Вестсайдская история» удостоилась театральной премии Theatre World Award. Фото: © Fred Fehl / Public Domain
Спектакль понравился и критикам, и массовому зрителю. Он собрал множество театральных наград, но самую престижную — премию «Тони» не получил. Веселая постановка Меридита Уилсона «Продавец музыки» обошла «Вестсайдскую историю» во всех номинациях, кроме хореографии. При этом публика не переставала интересоваться историей банд Нью-Йорка: в США ее показали 732 раза, а затем отпустили в мировое турне. Сегодня спектакль входит в тройку лучших мюзиклов всех времен.

Еще большую известность «Вестсайдская история» приобрела в 1961 году, когда на экраны вышел одноименный фильм режиссеров Роберта Уайза и Джерома Роббинса. Картина удостоилась премии «Грэмми» за лучший саундтрек, завоевала десять «Оскаров» из 11 возможных и три «Золотых глобуса». Сегодня эта лента входит в Национальный реестр фильмов США (список фильмов, имеющих культурное, историческое или эстетическое значение для американского общества).
Главные роли в фильме сыграли Натали Вуд (Мария), Ричард Беймер (Тони), Джордж Чакирис (Бернардо) и Рита Морено (Анита). Изображение: © Кадр из фильма «Вестсайдская история», 1961
Музыка Бернстайна в «Вестсайдской истории»

Взявшись за «Вестсайдскую историю», Леонард Бернстайн принялся экспериментировать с разными стилями и жанрами: от классической оперы до джаза. В неожиданных местах он добавлял в партитуру синкопы и джазовые ударные. Однако на первом плане всегда оставались традиционные латиноамериканские мотивы — отсылка к героине-пуэрториканке. Музыку Бернстайна можно расценивать как отдельного персонажа постановки, который живет своей жизнью, при этом всегда оставаясь в контексте происходящего. Например, Нью-Йорк наделен собственным голосом — временами он звучит энергично, иногда тревожно, а порой и вовсе трагично. В итоге из всех эпизодов мюзикла «Вестсайдская история» автор отобрал девять и соединил их в оркестровую сюиту «Симфонические танцы». Кстати, название он позаимствовал у последнего и самого знаменитого произведения Рахманинова.
Леонард Бернстайн — автор опер «Волнения на Таити» и «Тихое место», оперетты «Кандид», а еще множества симфоний, балетов и вокальных циклов. Фото: © Charles Harrity /AP / ТАСС
В отличие от людей, которые сочиняли музыку только для широкой аудитории, Бернстайн — настоящий классический композитор, хоть и с очень современным подходом. Он жил параллельно несколькими жизнями, понимая, что к настоящей популярности и широкой аудитории можно приблизиться, только выходя за рамки классики. Не для развлечения публики, а для того, чтобы она тебя узнала и поняла. Когда он сочинял „Вестсайдскую историю“, параллельно работал еще над одним произведением для музыкального театра. Это был его четвертый мюзикл, предыдущие оказались не такими успешными. При этом начинал он с серьезной музыки и не переставал заниматься ею до конца жизни. У Бернстайна есть очень глубокие вещи, написанные на вершине мировой славы.
Леонард Бернстайн
«Вестсайдская история» в Сириусе

Знаменитые «Симфонические танцы» Леонарда Бернстайна, а также увертюра к оперетте «Кандид» прозвучат на Новогоднем музыкальном фестивале «Сириус» 24 декабря. Их исполнит Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. А вести концерт будет Артем Варгафтик.

По его словам, слушатель ничего не потеряет, если познакомится с мюзиклом в симфоническом варианте: мотивы этих песен настолько выразительны, что не важно, какие там слова. Музыка говорит сама за себя и дает понять, какому моменту постановки соответствует определенный эпизод. Например, когда она приобретает лирическое настроение, значит, это рандеву главных героев. При звуках энергичного и напряженного танца Mambo вспоминается встреча двух враждебных группировок. А сцена Rumble без всяких подсказок отсылает к кульминации «Вестсайдской истории», когда противоборствующие стороны дерутся не на жизнь, а на смерть.