— Давайте теперь перейдем ко второму концерту, который состоится 24 декабря. Это «Вершины европейской романтики: Шопен, Шуман и Брамс». У нас в России романтиков очень любят. И, конечно же, это музыка, очень приятная для слуха. В программе вечера — Вторая соната для скрипки и фортепиано Шумана. Что для вас это произведение, что вы в нем слышите? Видите? Хотите передать?
— Это, действительно, очень интересно составленная программа. Дело в том, что сонаты Шумана для скрипки и фортепиано не принадлежат к числу его самых репертуарных сочинений. И профессиональные музыканты, скажу вам по секрету, вряд ли, говоря о Шумане, в первую очередь назовут эти поздние шедевры. Шумановское фортепианное наследие более раннего периода, 1830-х годов, настолько богато и неисчерпаемо, что исполнитель, погрузившись в эти пласты, там и остается. И практически не обращает свое внимание на следующее десятилетие, которое для Шумана тоже было очень плодотворным. Если 1830-е — это время великой фортепианной музыки: Фантазия, «Симфонические этюды», «Три фортепианные сонаты», «Детские сцены» и многое другое, — то в 1840-е годы наступает время великих вокальных циклов: «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Круг песен» и так далее. И вместе с тем это десятилетие — 1840-е — было все же менее новаторским, менее экспериментальным, чем предыдущее. Вторая соната для скрипки и фортепиано относится к последнему периоду творчества композитора.
— Шумана не стало в 1856-м…
— Да, а его последние сочинения, включая все три фортепианно-скрипичные сонаты, датируются примерно 1853 годом, и для них характерна большая интровертность, чем для сочинений предыдущих периодов. Шуман стал писать более традиционно, словно возвращаясь, если не к истокам, то к более ранним периодам великой австро-немецкой традиции, плоть от плоти которой он был. Словом, исполнение этой сонаты требует от музыкантов особой чуткости, вдумчивости, понимания эстетики Шумана этого периода. Весь поздний Шуман словно бы писал на одну тему — может быть, это слишком смелое обобщение — тему ностальгии, ощущения какой-то горечи и вместе с тем большей классической ясности и прозрачности. И перед исполнителями стоит серьезная задача, поскольку, я уверен, многие слушатели, не только в «Сириусе», но и в Петербурге, где нам предстоит играть на днях, будут слушать это сочинение впервые.
— Можно сказать, что для ваших выступлений отобраны музыкальные редкости?
— Что касается Бетховена, Шумана и Шопена, то да, но к Первой сонате для скрипки и фортепиано Брамса это не относится. Она, напротив, является одной из общепризнанных жемчужин камерного репертуара. О ней вспомнит практически каждый, кто говорит о Брамсе и камерных ансамблях, написанных в период расцвета романтизма. Это полотно соткано невероятно тонко. В Первой сонате перед нами предстает Брамс-лирик, который владел почти импрессионистическим даром. Эта музыка дышит, она никуда не спешит, несмотря на движение в первой части. И уже само это таит в себе противоречивость, амбивалентность. Многие музыканты решают эту задачу по-разному — темповая, временная амплитуда в разных интерпретациях этой сонаты очень широкая, — и поэтому всегда интересно сравнивать разные исполнения. Это светлый, мажорный Брамс, и при этом весь сотканный из теней, полутонов, как я уже сказал, почти импрессионистического толка недосказанностей.