27.12.2023
Дмитрий Вдовин: «Эпоха Римского-Корсакова — это золотой век русского романса»
28 декабря гости Новогоднего музыкального фестиваля «Сириус» услышат романсы Николая Римского-Корсакова на стихи крупнейших поэтов XVIII—XX вв.еков. Их исполнят восходящие звезды оперной сцены — солисты и выпускники Молодежной программы Большого театра. Ее художественный руководитель Дмитрий Вдовин в преддверии концерта рассказал нам о феномене Римского-Корсакова — композитора, педагога и человека, — а также об истоках русского романса и своих воспитанниках.
— Этот фестиваль посвящен Римскому-Корсакову. Фестиваль новогодний — мы как будто перекидываем мостик в следующий год. День рождения Рахманинова отметили, в марте исполнится 180 лет со дня рождения Римского-Корсакова. В программе концерта, в котором участвуют ваши ученики, преобладают романсы. И это, наверное, непривычно для обычного слушателя, потому что Римский-Корсаков у нас ассоциируется с крупными симфоническими и оперными произведениями. Что вы можете сказать о его романсовом творчестве?

— Римский-Корсаков — автор очень большого количества романсов. Вообще, его эпоха как и его современников — русских композиторов Чайковского, Мусоргского, Бородина — это золотой век русского классического романса. Знаете, уже восемь лет мы ведем проект «Антология русского классического романса». Это пришло к нам от Ирины Константиновны Архиповой, с которой меня связывали многие годы дружбы и сотрудничества. У нее был такой цикл, а теперь мы исполняем музыку всех видных русских композиторов и никак не можем завершить этот список. Вы можете себе представить?! Мы уже исполнили музыку более чем 30 русских композиторов — от Глинки до Таривердиева — финал не близок. Это огромное наследие наших предков, прежде всего, XIX—XX вв.ека. А романс — это ведь не только музыка, романс — это поэзия, и поэзия замечательная: Пушкин, Лермонтов, Фет, Алексей Толстой и также можно продолжать бесконечно. Должен сказать, что очень мало стран и народов могут похвастаться таким количеством шедевров, которое нам оставили великие русские композиторы. И наш долг — это исполнять, помнить об этом, передавать новому поколению, которое, может быть, не так уж и жаждет слушать эту музыку, но без нее, как и без русской литературы, живописи, архитектуры и прочего, не может существовать страна, народ наш не может существовать. И пусть немногие увлекутся этим жанром, этим богатством нашей культуры, но зато на этих людях будет стоять русская духовность. Извините за такие высокие слова, но это правда.


— А вообще история романса чем обусловлена? Это же камерная музыка, которая исполнялась дома, в узком дружеском кругу…

— У русского романса три истока. Во-первых, это русская песня. Потом это городские романсы, авторы которых часто неизвестны. И еще это так называемые композиторы-дилетанты начала XIX века — Алябьев, Гурилев, Варламов, Дюбюк и многие другие. Вот тогда, даже в эпоху классиков — Глинки, Даргомыжского, это все исполнялось или дома, или в салонах. Затем романс вышел на концертную эстраду, и только в конце XIX века появились певцы, которые специализировались на исполнении русских романсов. Далее — в XX веке — тоже были певцы, которые пели только камерную музыку. Это Зара Александровна Долуханова, Нина Львовна Дорлиак, супруга Святослава Рихтера. Однако в XIX веке романсы все равно продолжали петь дома. И часто русские композиторы писали их ради денег и публиковали в недорогих изданиях, которые продавались в музыкальных магазинах, или даже печатали ноты в газетах и журналах.


— А как они попали на оперную сцену? Ведь сейчас оперные певцы и в опере выступают, и романсы поют.

— Ну, во-первых, в XIX веке было принято петь все так называемыми академическими голосами, и даже дома так пели. Например, в романе Толстого «Война и мир» Наташа Ростова прекрасно пела и романсы, и арии. Если взять «Дворянское гнездо» Тургенева, то же самое, если взять «Обломова» Гончарова, то Ольга также пела поставленным, академическим голосом. Это сейчас есть разделение: кто-то поет джаз, кто-то — поп, кто-то поет, если это можно назвать пением, рэп или хип-хоп, кто-то поет оперу и классические романсы, оратории и прочее. Во-вторых, в XIX веке оперные певцы были настолько же популярны, насколько сейчас — поп-звезды. Такой популярностью пользовалась, например, Полина Виардо. И дворяне приглашали оперных певцов в свои салоны. Тем нужно было там что-то петь, поэтому они стали исполнять романсы. И вообще, вторая половина XIX века — это время торжества романса не только в России, но и в Германии, Франции, Испании, Италии. Все пели вживую с живым звуком, салонные вечера были очень популярны. Настолько, что британская королева Виктория удостоила рыцарского звания итальянского композитора, автора замечательных романсов Франческо Паоло Тости, который жил и работал в Лондоне. Кстати, он был не только композитором, но и прекрасным педагогом по вокалу.
— А чем, по вашему мнению, на этом фоне выделялись романсы Римского-Корсакова? Есть в этом композиторе особенная черта, которая, может быть, и в оперном творчестве проявляется?

— Вы знаете, для меня Римский-Корсаков как оперный композитор, как симфонический композитор и как автор романсов — это как будто три разных человека. Чего я, например, не могу сказать о Мусоргском или Чайковском. Римский-Корсаков вообще очень выделялся среди них, во-первых, необыкновенной цельностью натуры, некоторым консерватизмом, удивительно редким умением ценить творчество друзей-коллег. Он по-разному к ним относился, и если мы почитаем его «Летопись моей музыкальной жизни», своего рода мемуары, то там есть порой нелицеприятные оценки его коллег. Но в то же время мало кто из композиторов умел дружить так, как Римский-Корсаков. В частности, он дорабатывал недописанные произведения того же Мусоргского и Бородина. На это у него уходило много сил. И если бы не Римский-Корсаков, то, может быть, слава к Мусоргскому, если бы и пришла, то намного позже. Римский-Корсаков собрал эскизы, заметки, рукописи Мусоргского отредактировал, оркестровал. До сих пор его редакция «Бориса Годунова» идет в Большом театре. А в романсах Римский-Корсаков был более созерцательным, нежели в симфоническом или оперном творчестве.


— Как это проявлялось?

— В его романсах редки острый драматизм, трагические и прочие мрачные театральные коллизии. Но тем не менее в них есть упоение самой тканью музыки, и жизнью во всех ее проявлениях, природой, красотой чувства и музыкальной фактурой инструмента. В романсах Римский-Корсаков, может быть, не так бросок, как другие композиторы, но когда в них погружаешься, начинаешь понимать всю его глубину и благородство. У этого человека был потрясающий художественный вкус. Он в этом смысле близок Танееву, хотя они принадлежат разным школам: Римский-Корсаков — это Петербург, Танеев — Москва. Но их объединяет созерцательность, серьезность, ответственность по отношению к музыке. Они были своего рода учеными от музыки. Не случайно Римский-Корсаков был выдающимся педагогом, автором многих книг — «Основы оркестровки» и прочее. У него учились многие наши великие композиторы. Игорь Федорович Стравинский — абсолютная противоположность Римского-Корсакова — тоже его ученик. Стравинский обожал Римского-Корсакова. Естественно, у него учились и другие. Он, вообще, считается одним из самых выдающихся мастеров оркестровки и гармонии. Римский-Корсаков оказал огромное влияние, например, на на развитие французского импрессионизма — Дебюсси, Равеля.


— Насколько я знаю, по его учебнику оркестровки до сих пор учатся в консерватории.

— Да, я думаю, учатся, но даже не столько по учебнику, сколько по его потрясающим произведениям. Я недавно был на концерте, где звучала «Шехеразада» под управлением Теодора Курентзиса, и был потрясен, как будто в первый раз услышал, настолько вдохновляюще и роскошно звучит эта музыка!
— Получается, в «Сириусе» грамотно составлена программа, потому что все три грани творчества Римского-Корсакова на этом фестивале будут представлены. Будут и симфонические концерты, и Альбина Шагимуратова с ариями из опер, и у вас — оперные арии и романсы.
Д. В.: В программе нашего концерта есть и фортепианная музыка. Правда, не Римского-Корсакова, а Рахманинова, 150-летие со дня рождения которого отмечают в этом году. Рахманинов был младшим современником и, между прочим, дирижером опер Римского-Корсакова в годы службы в Мамонтовской опере и в Большом театре. Если бы было больше времени, мы хотели бы представить еще и фортепианные произведения Римского-Корсаковаа. У него есть фортепианный концерт, который редко звучит, есть много фортепианных миниатюр и очень много переложений его музыки и сочинений других композиторов. Ну ничего, у нас впереди целый год!
— Дмитрий Юрьевич, можете еще рассказать об участниках концерта, о тех певцах, которые будут выступать?

— У нас выступят две девушки, которых приняли в Молодежную оперную программу Большого театра летом: Рамиля Баймухаметова, уроженка Казани и выпускница Гнесинской академии, и Полина Пелецкая, которая окончила ГИТИС. Также в концерте принимает участие солист Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Игорь Коростылев, который окончил Молодежную программу Большого театра года четыре тому назад. А еще у нас два изумительных пианиста, и я хотел бы рассказать о них подробнее. Это выпускник Казанской консерватории Николай Едукин и студент Московской консерватории Марк Ваза. Николая Едукина я случайно услышал на прослушивании в Казани. Он родился в селе Оленегорск Аллаиховского района Республики Саха (Якутия), в 50 километрах от Северного Ледовитого океана, и, представляете, в этом селе была музыкальная школа! Педагоги увидели его одаренность и отправили в музыкальную школу в Якутск, а после — в Казань, где его игру услышали мы, и позвали Николая в Большой театр. Теперь он один из самых перспективных пианистов Молодежной программы Большого театра. А Марк Ваза — лауреат недавнего конкурса Хиблы Герзмава, который проходил в Москве.


— Вы имеете в виду I Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров, который состоялся в январе этого года?

— Да, это был сильнейший конкурс. После этого Марк стал лучшим концертмейстером на конкурсе оперных певцов Елены Образцовый в Петербурге. А недавно в паре с сопрано Дарьей Брусовой они победили на 56-м Международном конкурсе вокалистов в Хертогенбоше (Нидерланды). Это знаменитый смотр, который проходит более 70 лет. Им не дали первую премию, ее решили не присуждать, мы все понимаем, по какой причине, к сожалению. Но дали вторую — то есть Дарья и Марк стали лучшими! В тандеме певец и концертмейстер последний — это важнейшее звено. Вчера я прочитал, что концертмейстер Мариинского театра, объявляя результаты одного из конкурсов, сказала: «А теперь я назову имена певцов, не прошедших в финал из-за их концертмейстеров». Видите, как важна роль пианиста в этом дуэте. Поэтому мне очень нравится, что растет количество конкурсов для пары певец-пианист!

Читайте также