— Этот фестиваль посвящен Римскому-Корсакову. Фестиваль новогодний — мы как будто перекидываем мостик в следующий год. День рождения Рахманинова отметили, в марте исполнится 180 лет со дня рождения Римского-Корсакова. В программе концерта, в котором участвуют ваши ученики, преобладают романсы. И это, наверное, непривычно для обычного слушателя, потому что Римский-Корсаков у нас ассоциируется с крупными симфоническими и оперными произведениями. Что вы можете сказать о его романсовом творчестве?
— Римский-Корсаков — автор очень большого количества романсов. Вообще, его эпоха как и его современников — русских композиторов Чайковского, Мусоргского, Бородина — это золотой век русского классического романса. Знаете, уже восемь лет мы ведем проект «Антология русского классического романса». Это пришло к нам от Ирины Константиновны Архиповой, с которой меня связывали многие годы дружбы и сотрудничества. У нее был такой цикл, а теперь мы исполняем музыку всех видных русских композиторов и никак не можем завершить этот список. Вы можете себе представить?! Мы уже исполнили музыку более чем 30 русских композиторов — от Глинки до Таривердиева — финал не близок. Это огромное наследие наших предков, прежде всего, XIX—XX вв.ека. А романс — это ведь не только музыка, романс — это поэзия, и поэзия замечательная: Пушкин, Лермонтов, Фет, Алексей Толстой и также можно продолжать бесконечно. Должен сказать, что очень мало стран и народов могут похвастаться таким количеством шедевров, которое нам оставили великие русские композиторы. И наш долг — это исполнять, помнить об этом, передавать новому поколению, которое, может быть, не так уж и жаждет слушать эту музыку, но без нее, как и без русской литературы, живописи, архитектуры и прочего, не может существовать страна, народ наш не может существовать. И пусть немногие увлекутся этим жанром, этим богатством нашей культуры, но зато на этих людях будет стоять русская духовность. Извините за такие высокие слова, но это правда.
— А вообще история романса чем обусловлена? Это же камерная музыка, которая исполнялась дома, в узком дружеском кругу…
— У русского романса три истока. Во-первых, это русская песня. Потом это городские романсы, авторы которых часто неизвестны. И еще это так называемые композиторы-дилетанты начала XIX века — Алябьев, Гурилев, Варламов, Дюбюк и многие другие. Вот тогда, даже в эпоху классиков — Глинки, Даргомыжского, это все исполнялось или дома, или в салонах. Затем романс вышел на концертную эстраду, и только в конце XIX века появились певцы, которые специализировались на исполнении русских романсов. Далее — в XX веке — тоже были певцы, которые пели только камерную музыку. Это Зара Александровна Долуханова, Нина Львовна Дорлиак, супруга Святослава Рихтера. Однако в XIX веке романсы все равно продолжали петь дома. И часто русские композиторы писали их ради денег и публиковали в недорогих изданиях, которые продавались в музыкальных магазинах, или даже печатали ноты в газетах и журналах.
— А как они попали на оперную сцену? Ведь сейчас оперные певцы и в опере выступают, и романсы поют.
— Ну, во-первых, в XIX веке было принято петь все так называемыми академическими голосами, и даже дома так пели. Например, в романе Толстого «Война и мир» Наташа Ростова прекрасно пела и романсы, и арии. Если взять «Дворянское гнездо» Тургенева, то же самое, если взять «Обломова» Гончарова, то Ольга также пела поставленным, академическим голосом. Это сейчас есть разделение: кто-то поет джаз, кто-то — поп, кто-то поет, если это можно назвать пением, рэп или хип-хоп, кто-то поет оперу и классические романсы, оратории и прочее. Во-вторых, в XIX веке оперные певцы были настолько же популярны, насколько сейчас — поп-звезды. Такой популярностью пользовалась, например, Полина Виардо. И дворяне приглашали оперных певцов в свои салоны. Тем нужно было там что-то петь, поэтому они стали исполнять романсы. И вообще, вторая половина XIX века — это время торжества романса не только в России, но и в Германии, Франции, Испании, Италии. Все пели вживую с живым звуком, салонные вечера были очень популярны. Настолько, что британская королева Виктория удостоила рыцарского звания итальянского композитора, автора замечательных романсов Франческо Паоло Тости, который жил и работал в Лондоне. Кстати, он был не только композитором, но и прекрасным педагогом по вокалу.