26.12.2023
Александр Цимбалов: «Самый сложный инструмент в мире — это человеческий голос»
26 декабря на Новогоднем музыкальном фестивале «Сириус» прозвучат «Рождественские песни» в исполнении уникального коллектива — хора мальчиков и юношей училища имени Свешникова. О программе праздничного концерта, истории и традициях хорового обучения, а также секретах работы с мальчишеским коллективом рассказывают художественный руководитель хора юношей училища имени А. В. Свешникова Денис Храмов и художественный руководитель хора мальчиков и юношей училища имени Свешникова Александр Цимбалов.
Александр Цимбалов:
Концерт называется «Рождественские песни», поэтому львиную долю программы составляет музыка, посвященная Рождеству Христову. В основном это богослужебная православная музыка, однако в начале мы исполним латинский рождественский гимн Adeste fideles. Это очень известное произведение, его поет вся Европа, весь мир. Мы споем один куплет — как он написан — на латинском языке, второй — на русском, чтобы было понятно, о чем речь. Кроме этого, прозвучат светские сочинения, в том числе о зиме и предчувствии весны, ведь в зимний период многие из нас с нетерпением ждут весну. А еще в концертные программы мы стараемся включать произведения, ставшие визитной карточкой нашего коллектива. В этот вечер публика услышит русские народные песни в обработке Александра Васильевича Свешникова, основателя хорового училища, и несколько его сочинений.
Об исполнителях
Александр Цимбалов:
На Новогоднем фестивале «Сириус» выступит хор мальчиков и юношей Хорового училища имени Александра Васильевича Свешникова. Это коллектив, в котором поют ребята с 3-го по 11-й классы и несколько студентов Академии хорового искусства имени Виктора Сергеевича Попова. Ровно 45 человек и два дирижера. Всего же хор мальчиков и юношей насчитывает 94 человека. Кстати, в наших программах мы стараемся отдельно продемонстрировать, как звучит хор мальчиков и как звучит хор юношей. Знаете, в России всего пять коллективов, подобных нашему. Не мужских хоров, а именно юношеских.
Денис Храмов:
И если раньше мы с осторожностью задействовали в юношеском хоре учащихся 15−16 лет — это 8-й класс, то теперь бывают случаи, когда в хор приходят ученики 5-го и 6-го класса — вот такая акселерация и раннее развитие. И не только у нас, во всем миру отмечается такая тенденция. Поэтому мы наблюдаем за развитием каждого мальчика практически индивидуально. Наш юношеский хор — уникальный коллектив в первую очередь потому, что его участники только прошли период мутации голоса. Мы очень бережно относимся к их голосам, но в то же время гордимся тем, что репертуар формируется из большого количества произведений для мужского хора.
О преемственности традиций
Денис Храмов:
Наше выступление в «Сириусе» проходит в преддверии важной даты в истории Хорового училища имени Свешникова. В следующем году исполняется 80 лет со дня его основания. Если проследить исторические связи между хоровым училищем и другими музыкальными учебными заведениями, то мы придем к знаменитому Синодальному училищу церковного пения, потому что первыми преподавателями в хоровом училище, когда оно открылось в 1944 году, были педагоги Синодального училища. То есть вся духовная культура, русская духовная музыка XIX — начала XX века, такие столпы русской культуры, как Рахманинов в первую очередь из новой московской композиторской школы, — это все представлено в нашем репертуаре. Мы являемся исторической связующей нитью между концом XIX — началом XX века и сегодняшним временем.
О преемственности традиций
Денис Храмов:
Это уникальное учебное заведение. У нас одновременно функционирует около 15 концертных коллективов, начиная от хора мальчиков подготовительного отделения до хора юношей, а также разные варианты смешанных хоров. Все эти коллективы могут образовывать различные коллаборации, поэтому мы можем исполнять любую музыку — начиная от эпохи Возрождения, и даже более ранних эпох, и заканчивая сочинениями современных композиторов XX—XXI вв.ека.

Это единственное учебное заведение в России, где под одной крышей находятся школа, училище, вуз и ассистентура аспирантуры. И есть люди, прошедшие весь этот путь начиная с 5−6 лет. Представляете, какой огромный период в жизни человека? Вот это и есть наше воспитание, наша работа, которую мы очень любим. Все хормейстеры этого учебного заведения, чем мы также гордимся, — ученики нашего легендарного профессора Виктора Сергеевича Попова, который в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова создал Академию хорового искусства. В настоящее время академия носит его имя.
Александр Цимбалов:
Денис Юрьевич Храмов и я — ученики Виктора Сергеевича. После окончания академии мы два года работали у него в классе ассистентами. Следует отметить, что в академию принимают не только юношей — выпускников Хорового училища имени Свешникова, но и девушек, которые окончили другие учебные заведения, вокалисток и дирижеров. А вот в училище берут только мальчиков. У нас проходят двухступенчатые отборы, экзамены. Те, кто хочет к нам поступить, должны обладать исключительными голосовыми и музыкальными данными, потому что помимо хора здесь осваивают полный курс музыкального образования. И особый упор в стенах хорового училища с момента его основания делался на теоретические предметы, то есть на такие предметы, как сольфеджио. Чтобы было понятно, можно привести такое сравнение: мальчики, которые учатся во 2-м классе хорового училища, проходят такую программу по сольфеджио, которую в обычных музыкальных школах проходят в 4−5-м классе, то есть они за год фактически осваивают три-четыре года музыкальной школы.
Денис Храмов:
У нас государственное учебное заведение, полностью бесплатное, есть интернат, где постоянно проживают около 40 ребят из других городов.
О мальчишеских коллективах и работе с ними
Александр Цимбалов:
Мальчишеский голос — это уникальное явление, особенно хороший мальчишеский голос. Если при этом мальчик музыкально одарен, то в любой музыкальной школе, в любой хоровой студии он на вес золота. И наше учебное заведение уникально тем, что наши воспитанники звучат, как не звучит никакой другой коллектив, они занимаются одним делом, работают на концертах и репетициях.

Мальчики занимаются хором каждый день, кроме субботы, и это даже как занятия не воспринимается. Это как воздух, как зарядка. Встал, зубы почистил, зарядку сделал, чай попил, пришел на хор, позанимался до 11 часов, а потом уже начались уроки. Иногда, когда у нас большие концерты, мы занимаемся и по субботам. Однако стараемся как можно реже к этому прибегать, потому что у парней колоссальная нагрузка.

Кроме того, педагоги должны учитывать, что их подопечные находятся исключительно в мужском коллективе. Когда я учился здесь, нас называли мужским монастырем (смеется). С одной стороны, все друзья, конечно, но, как в любом коллективе, мы разбивались на группы. При этом когда мы выходили на сцену, публика видела единение, монолит. И 26 декабря в «Сириусе» вы это увидите. Но когда наши выпускники попадают в другие коллективы, в другие учебные заведения, им поначалу не всегда бывает комфортно. Поэтому задача педагогов — готовить выпускников к тому, что за стенами училища есть жизнь, и эта жизнь разная.

Кстати, этому способствует концертная деятельность, участие в музыкальных конкурсах. Та же поездка в «Сириус» — это для нас тоже социализация. Мальчики выступают в лучших концертных залах — в Московской консерватории, Доме музыки, концертном зале «Зарядье». Фактически они ощущают себя профессионалами, ведут себя как профессиональные музыканты, и часто, когда мы выходим на сцену со взрослыми хоровыми коллективами, с капеллой Юрлова или хором Минина, взрослые певцы отмечают их профессиональное поведение.
Главный секрет хормейстера
Александр Цимбалов:
Инструмент хормейстера — это живые люди. Я не думаю, что есть особые секреты. На мой взгляд, надо любить детей, надо любить то, чем занимаешься, потому что когда ты встаешь перед хористами, и они понимают, что ты ставишь им чисто технические задачи, они тебя не будут воспринимать. Если же ты к каждому относишься практически как к своему ребенку, воспринимаешь как личность, хотя порой мы работаем очень жестко с мальчишками, но если они понимают, к какой цели мы вместе идем, то тогда появляется общность, коллектив, хор — и это дает совершенно другой звук. Самый сложный инструмент в мире — это человеческий голос. Его нужно уметь настраивать, заботиться о нем, развивать его — это все наша задача. Наверное, в этом секрет.

Читайте также