09.01.2024
В «Сириусе» прозвучала музыка новогодних балетов
В предновогодний вечер особую атмосферу волшебства в «Сириусе» создал симфонический оркестр «Северная Симфония» Санкт-Петербургского государственного музыкального театра имени Федора Ивановича Шаляпина. Под управлением художественного руководителя театра и дирижера Фабио Мастранджело коллектив исполнил музыку из самых известных русских балетов.
Открыл вечер один из главных музыкальных символов Нового года и Рождества — музыка балета Петра Чайковского «Щелкунчик». Его основой стал сюжет известной сказки Гофмана из сборника «Серапионовы братья», пересказанный французским писателем Дюма-отцом. Премьера балета состоялась в Мариинском театре в декабре 1892 года, а десятью месяцами ранее в одном из концертов Русского музыкального общества под управлением автора была исполнена симфоническая сюита. Она имела грандиозный успех, который мало кому впоследствии удалось повторить: из шести номеров сюиты пять были сыграны повторно по требованию публики. Сюита объединила наиболее яркие, впечатляющие и характерные номера балета. В это вечер в «Сириусе» прозвучали наиболее яркие из них: Маленькая увертюра, Марш, Трепак, Арабский танец, Китайский танец, Танец пастушков, Вальс цветов, Па-де-де.
Продолжила вечер сюита из балета «Лебединое озеро» — первое сочинение Чайковского в балетном жанре. До него ни один крупный русский композитор не обращался к сочинению балетной музыки. Петербургские музыканты исполнили знаменитые номера сюиты: Сцену, Вальс, Белое адажио, Танец маленьких лебедей, Чардаш, Неаполитанский танец, Мазурку.

Мечта Чайковского о вечном добре, любви и счастье воплотилась в еще одном балетном шедевре — «Спящая красавица», основанном на одноименной сказочной истории Шарля Перро. Оркестр «Северная симфония» представил сюиту из балета номерами: Интродукция, Адажио, Кот и кошечка, Вальс.
Музыка Петра Ильича Чайковского — великая. Независимо от того, сколько раз вы ее исполнили, всегда удается найти новые детали. В качестве объединяющей темы мы выбрали великие балеты композитора. В каждом из них есть знаменитый вальс, поэтому мы играем три вальса, а это всегда новогодняя музыка. Подобно волнообразному течению всего года, произведения отражают разное состояние: меланхоличное, лирическое, динамическое… Этот музыкальный контраст мне кажется очень важным!

Фабио Мастранджело
В соответствии с основной идеей Новогоднего музыкального фестиваля «Сириус», финал концерта обратил слушателей к творчеству Николая Римского-Корсакова. В завершение вечера прозвучал виртуозный симфонический эпизод одной из его самых знаменитых опер — «Пляска Скоморохов» из оперы «Снегурочка».

Сказочную тему продолжила миниатюра американского композитора и аранжировщика Лероя Андерсона «Красавица на балу», которую музыканты исполнили на бис.

Читайте также